Основные признаки индустриального общества


Предмет социальной философии задается двумя ее основные признаки индустриального общества собственно философской и социальной. Первая является родовой, вторая - видовой. Границы социального, или общественного, задаются человеческой деятельностью и ее продуктами. Социальное имеет место там, где есть человеческое взаимодействие, какие-то связи и зависимости между людьми. Сказанное является лишь иным выражением того обстоятельства, что деятельность выступает в качестве способа существования и человека, и общества. Пренебрежение философской определенностью социальной философии явно снижает ее познавательные притязания, угнетает ее научную абстракцию, сужает ее основные признаки индустриального общества горизонты. Очень важно, в свете сказанного, выдерживать философский уровень анализа, следовать егонормам, ценностям, идеалам, описывать и представлять целое, целостность общества. Такой, по-философски целостный основные признаки индустриального общества позволяет сосредоточиться на типологическом анализе общества обществ. На сегодняшний день самая общая классификация обществ в их развитии представлена цепочкой "доиндустриальное традиционное общество - индустриальное общество - постиндустриальное общество". О том, что это не только история, но и нынешнее состояние общества человечества основные признаки индустриального общества, будет основные признаки индустриального общества ниже в конце главы. Традиционное общество В периодизации истории человечества традиционное общество занимает самый большой отрезок времени. В нем с определенностью различают три исторические эпохи: первобытность охотничье-собирательская, пастушеская и земледельческая стадии развития ; рабовладельческую ; средневековый. Эпохальная внутренняя дифференциация традиционного общества не подрывает в то же время общих, сквозных, интегративных его характеристик или параметров. Они-то как раз и объясняют масштабную историческую длительность или многовековую жизненную устойчивость этого типа общества. Типологическое единство традиционного общества собирает под своей крышей все не- или доиндустриальные реалии истории. Можно, впрочем, первобытно-традиционное общество называть архаическим. Но при этом не забывать об исторической преемственности и модельных чертах традиционного. Черт этих очень много, но мы остановимся только на некоторых - основных из них. Традиция и традиционность Ключ к пониманию традиционного общества дает само его название - это традиция. Традиция представляет собой особый способ или механизм передачи исторического опыта, обеспечения преемственности и устойчивости в индивидуальном и социальном развитии людей. Доверие и подражательное готовность повторять, воспроизводить отношение к составляющим данный исторический опыт верованиям, взглядам, знаниям, а также практическим навыкам и умениям, основываются на самом факте их возникновения и основные признаки индустриального общества в прошлом. В традиции прошлое господствует над настоящим. Не только настоящее, но и будущее, которым в других условиях вдохновлялось бы настоящее, подгоняется так или иначе под прошлое, предстает как его реминисценция. Данное положение вещей закрепляется также доминированием нравственно-религиозных ценностей над инструментальными. Главное - не цель, пусть и сулящая немалый успех, а ценность, которая при этом реализуется. Строго говоря, традиция имеет дело не просто с умениями и знаниями, а с их образцами - образцовыми умениями и знаниями. Как образец традиция отсекает и пресекает всякие новшества и улучшения, всякую или продуктивную деятельность, однозначно оценивая все эти инициативы как вредное отклонение от того, чему по определению нужно только следовать. Скажем мягче: все новое, если оно там, ввообще появляется, подается и воспринимается как переоткрытие старого, возвращение к истокам, "старому доброму времени". Традиция является очень своеобразным способом принятия решений. Здесь не нужно мучительно выбирать, взвешивать все "за" и "против". Достаточно просто согласиться, принять, положительно отнестись к тому, что предлагает исторический опыт, что достигнуто и открыто в его границах. Остается только наложить прошлое на настоящее и, возможно, основные признаки индустриального общества что-то в деталях. Традиция есть нечто вроде социального инстинкта, т. Это некий автоматически работающий механизм, окруженный почетом и уважением, как правило, религиозно освященный. Традиция накладывает свою печать на все, с чем соприкасается, что попадает в орбиту ее влияния рис. Традиция задает статусно-центрированный образ жизни. Это означает, что не личность определяет статус, а, наоборот, статус - личность, что функции или роли, выполняемые людьми, находятся в зависимости от такихили предписанных, вещей, как возраст, пол, принадлежность к той или иной родовой, семейной, клановой, территориальной и т. Усилия, направленные на изменение этой ситуации, к успеху, как правило, не приводят. Чаще всего они и не предпринимаются. Люди принимают как должное сложившийся социальный порядок. Социально-статусная предопределенность человека практически сводит на нет все его самоопределения. Правда, без "соли", без тех острых ощущений, которые может принести с собой только контраст изменений. Но зато прочную, надежную и, главное, долгую. Хотя и не бесконечную. Расширение круга знаний, рост общей культуры, накопление, пусть и медленное, производственного опыта, рост населения, климатические изменения - словом, усложнение жизнедеятельности людей подтачивает со временем и традиционалистские бастионы бытия. Они устают отвечать на вызовы времени, становятся исторически неадекватными. Исчезновение многих древних народов, основные признаки индустриального общества цветущих государств и цивилизаций является тому убедительнейшим подтверждением. Укажем только на некоторые из них. Отсутствие или резкое ограничение социальной мобильности - пожалуй, самая яркая форма традиционной закрытости общества. Человек в таком обществе не имеет возможности активно перемещаться в рамках сложившейся социальной структуры, подниматься по социальной лестнице, менять повышать свой социальный статус, расти в зависимости от личных успехов и достижений. Конкретные примеры - кастовая и сословная. Каста как в традиционном индийском обществе, например - это замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Это место очерчивается многими основные признаки индустриального общества или признаками, главные из которых: традиционно наследуемая профессия, род занятий; эндогамия, основные признаки индустриального общества. Феодальное общество средневековой Европы, в частности, делилось на три основных сословия: духовенство символ - книгарыцарство символ - меч и крестьянство символ - плуг. В России до революции 1917 г. Регламентирование сословного бытия было на редкость жестким, вплоть до мелких обстоятельств и незначительных деталей. Основные признаки индустриального общества, по "Жалованной грамоте городам" 1785 г. Сословное деление общества, как, впрочем, и кастовое, освящалось и закреплялось религией: у каждого своя судьба, свой удел, свой угол на этой земле. Оставайся там, куда поместил тебя Бог, возвышение - проявление гордыни, одного из семи по средневековой классификации смертных грехов. Цикличность и эсхатологичность - две основные формы такой закрытости. Нам трудно основные признаки индустриального общества представить, но древний грек, например, жил с сознанием того, что все лучшее уже позади. В этом его убеждал миф о золотом веке. Миф о том, что когда-то, в самом начале мира люди жили в радости, равенстве и братстве, не знали ни изнурительной работы, ни болезней, ни горя-печали. За золотым веком, однако, с необходимостью следует серебряный, затем медный и железный. Это фактически скольжение по наклонной плоскости зла и порока. Он обычно представлялся в виде мирового пожара или потопа иногда последовательно того и другогопосле которого все начиналось сначала, время вступало в новый цикл. Но она основные признаки индустриального общества имеет свои пределы и в этом смысле замкнута, закрыта. С одной стороны ее ограничивает четко определенное начало, т. Тут, впрочем, есть место для оптимизма. Но только для тех, кто усердно соблюдал религиозные предписания и всю жизнь готовил себя к встрече с Богом. Историческое существование общества в "традиционные" времена было достаточно изолированным, во всяком смысле более изолированным, чем в последующие века. В нем локальное и региональное преобладало над универсальным. И это тоже можно рассматривать как некую его "закрытость". Отношения личной зависимости Отношения и связи между людьми в традиционном обществе были насквозь пронизаны личной преданностью и зависимостью. При том уровне технологического развития во всех областях общественной жизни только непосредственные контакты, личная причастность, индивидуальная вовлеченность могли обеспечить движение знаний, навыков, умений от учителя к ученику, от мастера к подмастерью. Движение это, отметим, имело форму передачи тайн, секретов, рецептов. Решалась тем самым и определенная социальная задача. Так, присяга, которой в средние века символически-ритуально скреплялись отношения между вассалами и сеньорами, по-своему уравнивала участвующие стороны, придавая их взаимосвязи оттенок простого покровительства отца сыну. Продолжая эту линию анализа, скажем, что впоследствии, на стадии индустриального развития, личная зависимость сменилась вещной, а та в свою очередь, уже в условияхначала постепенно трансформируется в коммуникативно-личностную. Первенство и верховенство общего блага в традиционном обществе Традиционное общество. Оно выстроено или организовано как жесткое целое. И не просто как целое, а как явно превалирующее, доминирующее по отношению к своим частям целое. Человек в нем не просто часть - частичен. Он живет сочетанием, сложением, дополнением, а не дифференциацией, выделением, обособлением автономизацией. Он значим постольку и настолько, поскольку и насколько функционален, т. Значимым субъектом основные признаки индустриального общества выступает здесь не отдельный человек, индивид, а их совокупность - тот или иной коллектив. В одном отношении эта коллективная совокупность механическая: выбывший индивид легко восполняется другими или замещается другим, во всяком случае, без ощутимых потерь для целого. А в другом - органическая : несамостоятельные, частичные индивиды сливаются слипаются в единое целое, и только его существование считается по-настоящему значимым. Органической эту совокупность можно назвать еще и потому, что индивид в ней представляет собой хоть и частичное, но нечто, основные признаки индустриального общества вне ее он сущее ничто, или нечто бесхарактерное и безвольное. Целое общество, коллектив как целое представляет собойа не ценностно-нормативную реальность. Последней оно становится тогда, когда начинает пониматься и приниматься как общее благо. Будучи тоже холистским по своей сути, общее благо иерархически завершает систему ценностей традиционного общества. Наряду с другими ценностями оно обеспечивает единение человека с другими людьми, придает смысл его индивидуальному существованию, гарантирует некий психологический комфорт. В античности общее благо отождествлялось с потребностями и тенденциями развития полиса. Полис - это город или общество-государство. Человек и гражданин в нем совпадали. Полисный горизонт античного человека был одновременно и политическим и этическим. За его пределами ничего интересного уже не предполагалось - одно варварство. Грек, гражданин полиса, воспринимал государственные цели как свои собственные, видел в благе государства собственное благо. С полисом, его существованием он связывал свои надежды на справедливость, свободу, мир и счастье. В Средние века в качестве общего и высшего блага summum bonum выступает Бог. Он - источник всего благого, ценного и достойного в этом мире. По образу и подобию его создан сам человек. От Бога и вся власть на земле. Бог - конечная цель всех человеческих устремлений. Высшее благо, на которое способен по земному грешный человек, - любовь к Богу, служение Христу. Христианская любовь - любовь особая: богобоязненная, страдательная, аскетически-смиренная. В ее основные признаки индустриального общества много презрения к самому себе личному "Я"к мирским радостям и удобствам, достижениям и успехам. Сама по себе земная жизнь человека в религиозной ее интерпретации лишена всякой ценности и цели. Течение времени в традиционном обществе Историческое бытие отличается неспешностью. Границы между историческими стадиями "традиционного" развития едва различимы, отсутствуют резкие сдвиги и радикальные толчки. Производительные силы традиционного общества развивались медленно, в ритме. Отсутствовало то, что экономисты называют отложенным спросом, т. Традиционное общество брало от природы ровно столько, сколько нужно, и ничего сверх того. Его экономику можно было бы назвать природосберегающей. Данным обществом, впрочем, пройден немалый путь - от каменных орудий до средневековых цехов и мануфактур. Но в целом ему все же не хватало динамизма и того, что можно было бы назвать технологическим энтузиазмом. Ведущие традиционного общества культуро- а не. Это, впрочем, своеобразие, а не какой-то недостаток. Более того, есть здесь и определенное преимущество - некая гарантия гармонии, единства с природой. Натуральное хозяйство - столь характерное для традиционного общества, органически вписывалось в природные циклы и балансы. Таковы вкратце основные черты традиционного общества как социальной системы и жизненной среды человека. Они хорошо оттеняют особенности последующего - индустриального этапа в развитии человеческого общества. Индустриальное общество Начало индустриальному обществу было положено промышленной революцией, стартовавшей, как известно, в Англии конец ХVIII в. Это был переход от ручного труда к машинному производству, от основные признаки индустриального общества капиталистической фабрике. Символами промышленной революции стали паровая машина, поточная линия, сборочный конвейер. Характерными чертами индустриального общества являются массификация массовость, омассовление всего и вся и макрофилия - горячая любовь к циклопическим масштабам, числам, потокам, к большим величинам и мощностям. Эйфелева башня в Париже, английский пароход Титаник, небоскребы типа Эмпайр стейт билдинг - все это убедительнейшие примеры макрофилии или гигантомании индустриальной эпохи в развитии человечества. Массификация индустриализм Массификация достаточно полно раскрывает себя через концентрацию, централизацию, синхронизацию, стандартизацию, специализацию и максимизацию - шесть основных параметров тенденций индустриального основные признаки индустриального общества, удачно выделенных американским футурологом Тоффлеромна работы которого мы и будем опираться. Индустриальное общество - общество экономическое. Экономика - его базовая структура или система. По образу и подобию того, что и как происходит в этой системе, распределяются богатство, власть, престиж, устанавливаются приоритеты и цели во всех других сферах или областях общественной жизни. Все общество предстает здесь как единая индустриально-экономическая машина. Вот почему, раскрывая массификацию индустриального типа, мы будем говорить в основном об экономике, производстве, промышленном предприятии. Концентрация в индустриальной цивилизации - это прежде всего сосредоточение все большей части средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на крупных и крупнейших предприятиях. Число работающих на таких предприятиях исчисляется тысячами и десятками тысяч. Концентрация позволяет наладить поточно-массовое производство, снизить издержки, шире внедрять новую технику, постоянно повышать производительность труда. Развитие "концентрационных" процессов ведет к образованию монополий:,и, в единстве с интернационализацией хозяйственной деятельности, транс- или. Концентрация имеет место также в социальной сфере формирование и поляризация двух основных классов: рабочих и предпринимателей-капиталистовв политике образование больших, массовых партий и движенийв науке крупные исследовательские центры институты. Сюда же можно добавить скученность людей в больших городах основные признаки индустриального общества их бессмысленной уличной толчеей, известными основные признаки индустриального общества часами "пик", машинными "пробками", шумом и гамом. Централизация - оборотная сторона концентрации. Она выражается в объединении нескольких предприятий в одно, в создании крупных финансово-промышленных групп, в слиянии нескольких капиталов или поглощении одного капитала другим и ростом на этой основе размеров капитала, чтобы на основе наиболее полного и одновременно экономного использования рабочей силы и материальных ресурсов добиться высоких конечных результатов, повысить эффективность производства. Основные признаки индустриального общества синхронизации как принципе индустриального общества отражается процесс согласования "часов" или времени: с одной стороны - машины, фабрики, с другой - человека, семьи. Под фабрику, ее технологический режим "от" и "до" подстраиваются в своем функционировании все структуры, механизмы и силы жизненного мира человека. Во всем чувствуется некая механическая заведенность. Стандартизация - пожалуй, самая узнаваемая и "массовая" черта индустриального общества. Стандартизация убедительнейшим образом подтверждает "машинообразность" индустриального уклада жизни. Машина прогрессивно вытесняет ручной, ремесленный труд. Машина - это единый образец и огромные скорости его воспроизведения, повторения тиражирования. В машинно-серийном производстве до неузнаваемости изменяются рукотворность и неповторимость исходных оригиналов или образцов. От рукотворности оригинала и неповторимости образца остаются лишь товарный вид, добротное, основные признаки индустриального общества и унифицированное качество, потребительски-полезный эффект. Специализация в рамках индустриального общества оборачивается "частичным работником", "одномерным человеком", "человеком-функцией", "ученым невеждой". Все эти не очень симпатичные образы выражают в сущности одно - ограничение человека узким кругом деятельности, пожизненное закрепление индивида за отдельной операцией или одной какой-то функцией. Частичность и фрагментарность индустриального образа жизни основные признаки индустриального общества человека от целей и задач более широкого целого предприятия, отрасли, общества в целомпорождает безразличие, апатию. Отчуждение переживается как зависимость от внешних, непонятных и явно превосходящих сил. Специализация, как правило, сопровождается рационализацией, научной организацией труда. Максимизация как тенденция индустриального общества - это стремление выжить из всего максимум возможного, выбрать все до конца, увеличить до предела. Об этом нельзя не говорить. Картина в целом удручающая. Индустриальное общество, пожалуй, самое грязное в истории человечества. Индустриальное освоение природы, достигнув невиданных ранее масштабов, превратилось в настоящую борьбу с ней. Борьбу не на жизнь, а на смерть. Не выдержав антропогенного натиска, природа стала умирать. Свобода как базовая ценность индустриального общества На первое место в ряду базовых ценностей индустриального общества можно с полным основанием поставить свободу. Свободе поклоняются и присягают на верность, за нее борются, ее защищают, ради нее идут на ограничения и жертвы. Свободу считают неотчуждаемой Руссо: "человек рождается свободным. Она, по общему убеждению, дает стимулы к развитию, индуцирует социальные изменения, лежит в основе личных основные признаки индустриального общества, творческих прорывов, инновационных предприятий, дел, начинаний. Человек должен быть свободным, потому что он должен быть стать человеком. Несвобода оскорбляет личное достоинство человека, вызывает внутренний протест, воспринимается как моральная ущербность. Различают при этом "свободу от" - от насилия, принуждения, зависимости, от вмешательства государства в личную жизнь человека, и "свободу для" - для самореализации и действий по собственному почину или внутреннему побуждению, для сохранения своей индивидуальности, возможности и способности быть самим собой. Есть свобода добра творить добро и свобода зла творить зло. Корень один - свобода. Только в первом случае она положительная, конструктивная, а во втором - отрицательная, деструктивная. Зло в конечном счете выступает как злоупотребление свободой. Радикально, раз и навсегда избавиться от него можно только одним способом, - отменив, запретив свободу. Тогда действительно исчезнет зло, ибо нечем будет злоупотреблять. Но не основные признаки индустриального общества вместе с тем и самой свободы. Лишить мир зла, значит, лишить его и свободы. Зло, сопровождающее свободу, полностью и окончательно устранить основные признаки индустриального общества, но его можно и нужно сокращать - до каких-то терпимых пределов. Что и делается с помощью социально-нормативных, прежде всего моральных и правовых, ограничений, установления индивидуальных границ в виде свободы другого, совершенствования системы образования и воспитания, расширения возможностей и условий, или умножения ниш, для совершения позитивного выбора. Все это основные признаки индустриального общества человека к ответственному отношению к свободе как некоему общему достоянию. Вера в прогресс Прогресс, вера в прогресс тоже относится основные признаки индустриального общества базовым ценностям индустриального общества. Прогресс непосредственно связан со свободой и может рассматриваться как ее неуклонная историческая реализация. Прогресс можно определить как поступательное развитие, при котором все изменения, в особенности же качественные, идут по восходящей линии, раскрываемой как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. На культурно-ценностном горизонте человечества идея прогресса появилась сравнительно поздно. Не знали ее и Средние века. По-настоящему вера в прогресс начала утверждаться в борьбе против религиозной веры за человека. Триумф идеи прогресса, соответствующих настроений и ожиданий пришелся на XVIII в. Вера в прогресс становится чем-то само собой разумеющимся, а по глубине, внутренней убежденности, готовности служить, следовать и подчиняться - даже сродни вере в Бога. За прогрессом закрепляется атрибут исторической непреложности. У ХХ века отношения с прогрессом оказались очень неровными. Ощутимый удар по гарантированному прогрессу нанесла первая мировая война. Она показала тщетность надежд на значительное совершенствование природы человека. Последующие события эту тенденцию разочарования в прогрессе только укрепили. Вера в прогресс по-прежнему движет многими людьми. Но вместе с тем пришло осознание того, что ни автоматизма, ни гарантированности в прогрессе самом по себе нет, что за него надо бороться. И что прогресс неоднозначен, что он несет с собой отрицательные социальные последствия. Применительно к отдельному человеку прогресс означает веру в успех, одобрение и поощрение достижительной деятельности. Успех, личные достижения определяют социальный статус человека, его основные признаки индустриального общества прогресс. Образ жизни, ориентированный на успех, на редкость и динамичен. Он позволяет человеку быть оптимистом, не падать духом в случае неудачи, стремиться к новому и неустанно творить его, легко расставаться с прошлым и быть открытым будущему. Рационализм индустриализм Наряду с прогрессом и свободой в базовую нормативно-ценностную систему индустриального общества входит также рациональность. Индустриальная современность как раз и утверждается в истории как процесс общественной рационализации. Технологическим ее рациональности закреплением стала промышленная революция. Через нее рациональность обрела материально зримые черты, окончательно вошла в жизнь человека и общества. Принцип рационалиста очень прост: меньше затраты - больше результаты. Кстати, перечень релевантных рациональному поведению свойств можно продолжить: последовательность, связность, стройность, простота, структурность и т. Все названные свойства, что очевидно, являются атрибутами разумной деятельности, разума как такового. И это говорит о том, что рациональность выходит должна выходить в конечном счете на разум. При этом важно отдавать себе отчет в том, что речь идет о разуме особом - инструментальном. Только такой, инструментально-расчетливый, разум может гарантировать эффективность и оптимальность принимаемых решений рис. Рациональность - враг хаоса, стихии. В открываемой ею перспективе бесконечного совершенствования все можно и нужно постоянно переделывать, дополнять, менять. Суду разума - ядра рациональности, подвержены как внешний природа, обществотак и внутренний мир человека. Все должно оправдываться перед лицом разума, иметь свое рациональное обоснование. Само по себе существование, в том числе и естественное, еще ни о чем не говорит. В отсутствие разумного основания оно не только не самодостаточно, но даже ущербно. Даже законы природы должны быть поняты как разумные законы, стать законами науки. Основные признаки индустриального общества вошедшее в систему разума, так или иначе выпавшее из нее с неизбежностью попадает в разряд второстепенного и маргинального. В самом широком - мировоззренческом плане разумная легитимация всего и вся объясняется критикой религиозной Бог и утверждением гуманистической Человек ориентации всей ценностно-нормативной системы общества. Постиндустриальное общество Приблизительно в последней четверти ХХ в. Его расцвет прочат к середине XXI столетия. Надо сказать, что у этого общества много других названий: супериндустриальное,культуроцентристское,информационное и т. Чаще всего индустриальное общество идентифицируется как информационное. Информация, информационные технологии в постиндустриальном обществе проникают буквально во все поры человеческого бытия. Информатизацией охвачено все общество, вся его жизнедеятельность, включая повседневную жизнь людей. Пожалуй, единственное производство, производство информации, знаний имеет тенденцию оставаться здесь массовым. Иначе говоря, массовое индустриальное производство вещей и услуг уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний. Как и у других обществ, у постиндустриального общества есть свой символ - это компьютер, свое решающее средство, свой главный ресурс - информация, своя цель - всестороннее возвышение индивидуальности человекасвой закон или принцип жизни - основные признаки индустриального общества. Демассификация Постиндустриальное возвышение индивидуальности - оборотная сторона демассификации рис. Демассификация приобретает различные формы и заявляет о себе во всех областях человеческой деятельности. Начнем со средств массовой коммуникации - рассадника и средоточия массовости. Демассификация проявляется здесь в росте числа теле- и радиопрограмм, в падении тиражей, а нередко и закрытии массовых газет и журналов, и одновременно в росте числа небольших по объему и тиражу газет и журналов, в получении права гражданства электронными книгами, журналами, конференциями, чатами и т. Тем самым растет многообразие, расширяется спектр предлагаемой СМИ продукции, она становится все более основные признаки индустриального общества, рассчитанной на потребности интересы совершенно конкретных потребителей. Самим же потребителям есть теперь из чего выбирать по своему индивидуальному вкусу. Демассификация в сфере производства и услуг в корне подрывает макрофилийную любовь к большому идеологию индустриальной эпохи. Становится правилом выпускать продукцию мелкими сериями, как можно чаще ее обновлять. Чем дальше, тем больше и полнее будут учитываться пожелания заказчика. От частичной к полностью индивидуализированной продукции - такова перспектива. Ярким выражением является работа по скользящему графику, учитывающему индивидуальные склонности и биологические ритмы человека. Постиндустриальное общество работает 24 часа в сутки. И у каждого своя временная ниша. Сюда же следует отнести и увеличение числа работающих неполный рабочий день. В области политики демассификация проявляется в утрате влияния и распаде традиционных массовых партий, в росте числа мелких партий и движений, групп основные признаки индустриального общества, представляющих интересы самых разных как раз малочисленных категорий населения. Притом база их формирования отнюдь не классовая, в принципе любая: религиозная, этническая, экологическая, мировоззренчески-культурная, нетрадиционно-сексуальная и т. В социальной сфере демассификация представлена укреплением чувства community - соседской общности соседства, общинывозникновением добровольных союзов людей электронных сообществ в рамках единого информационного пространства, в целом, т. Саморазвивающийся человек Главной ценностью является человек. Но опять же не в прежнем, традиционно-гуманистическом смысле, а как саморазвивающееся существо основные признаки индустриального общества. Саморазвитие, с основные признаки индустриального общества стороны, самодостаточно цель в самом себе, не только подготовка к основные признаки индустриального общества, социализация, но и средство самоутверждения личностиа с другой основные признаки индустриального общества оказывается ответом на радикальный динамизм, беспрецедентную мобильность нового общества. Пожалуй, самый основные признаки индустриального общества путь саморазвития - это самообразование конечно, в единстве с институциональным, государственным или частным, образованием. Без него в постиндустриальной среде просто не выжить. Раньше полученного в университете образования хватало человеку на всю жизнь, теперь же а тем более в будущемесли не повышать квалификацию, не заниматься самообразованием, его удастся "растянуть" максимум на 10 лет. Представьте себе, что вам придется менять профессию не работу, а именно профессию З-5 раз в течение своей жизни. А ведь для постиндустриального общества это станет нормой. Образование и самообразование в информационном обществе - непрерывные, они не ассоциируются больше только с детством или юностью, но являются чем-то неотъемлемым и привычным для всех возрастных групп. Иначе говоря, теперь нам придется учиться всю жизнь; и очень важно при этом научиться учиться. Вместе с ростом образования будет должен повышаться и нашнесущий с собой улучшение благосостояния, расширение влияния и престижа. Ценность различия Базово-ключевой ценностью постиндустриального общества является различие. Но не как несходство составных компонентов того или иного многообразия, а как активное взаимодействие претендующих и оправданно на значимость позиций, ценностей, идей. Такое различие можно назвать плюралистическим, а систему таких различий - плюрализмом. В отличие от плюральности, просто фиксирующей множественность, плюрализм всегда "озабочен" природой этой множественности и характером отношений между составляющими ее элементами. Плюрализм представляет и одновременно защищает уникальность каждой человеческой личности и социальной группы, своеобразие их возможностей, потребностей интересов, надежд, верований и убеждений. Как сказано в принятой ЮНЕСКО "Декларации о расах и расовых предрассудках", "все индивиды и группы имеют право быть различными, считать себя различными и рассматриваться как таковые". Человек постиндустриального общества принимает различия, ценность другого Другого как средство расширения и содержательного обогащения собственного опыта. Те же различия, которые он не готов впустить в свой жизненный мир, он тем не менее держит на уважительном расстоянии основные признаки индустриального общества помощью. Толерантность - прекрасный медиатор своих и чужих ценностей. Она оказывается эффективным средством их цивилизованного сосуществования. Плюралист понимает, что его индивидуальность самобытность, неповторимость может получить развитие лишь через сохранение индивидуальности Других, через диалог равного с равным равными. Плюрализм и универсальность прав человека Права человека занимают особое место в постиндустриальном обществе как мире. Из всех его базовых ценностей они, пожалуй, самые универсальные. Права человека не знают сегодня ни географических границ, ни национальных суверенитетов, ни расово-этнических размежеваний, ни социально-классовых дифференциаций. У них есть все шансы стать первыми ценностями рождающегося на наших глазах глобального мира. К концу XX - началу XXI столетия в полную силу заработала ипринятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Данный перелом обозначен одним очень важным обстоятельством - тем, что права человека перестали быть внутренним делом того или иного государства, охраняемым лишь его внутренним законодательством. Они теперь стали делом общим, предметом постоянной заботы всего мирового сообщества. Под давлением мирового общественного мнения, а если нужно, то и вполне материальных санкций со стороны основные признаки индустриального общества с правами человека сегодня вынуждены считаться даже те органы и силы, которые с ними не очень-то и дружны. Все это говорит о том, что права человека по меньшей мере их ядро: право на жизнь, на свободу, на собственность набирают уже статус общечеловеческих ценностей. Через них человек осознает себя не основные признаки индустриального общества гражданином своей страны, но и гражданином мира рис. Права человека, конечно же, - человеческие установления, ставшие аксиомами человеческого общежития, совместного бытия людей. В них справедливо видеть ценностно-нормативное осмысление данного бытия, прежде всего природы в смысле сущности самого человека. Они стоят на страже личного достоинства человека, персональной, но партнерски равной сути любого, каждого Другого. Права человека - хорошая основа для разрешения конфликтов, возникающих в основные признаки индустриального общества сферах общественной жизни Как базовая ценность постиндустриального общества права человека есть лишь другое выражение его, человека, исторической самоцельности. Через основные признаки индустриального общества мы делаем высшей ценностью самого человека. И пусть здесь пока больше должного, чем сущего - перспектива обозначена правильно. Теперь на нее нужно только работать. Институциональность и плюрализм Еще одна базовая ценность плюрализма. Институционализация - цивилизованная форма решения важных социальных проблем, эффективное средство удовлетворения общественно значимых потребностей людей. Институционализация вообще-то является сквозным цивилизационным измерением человеческой истории. То есть она имела имеет место и в традиционном, и в индустриальном обществах. Но в постиндустриальном обществе институционализация приобретает особые черты и, добавим, чрезвычайно важна - в связи с тем прежде всего, что центральной проблемой данного общества является "война частей против целого" Дж. Институционализация упорядочивает, организует центробежную частно-индивидуалистическую стихию жизни, вводит ее в русло установленных норм и законов, подчиняет так или иначе принятым правилам игры. С ее помощью часть частное усваивает что-то и основные признаки индустриального общества целого общегоа индивидуальное, личное подводится так или иначе под социальное, общественное. В этом смысле институционализацию можно считать способом легитимации человеческой деятельности во всем многообразии ее форм. Основные признаки индустриального общества видеть в ней и материализацию ответственности человека как субъекта мысли и действия в социальном мире. В постиндустриальном обществе институционализация принимает форму всевозможных ассоциаций или заинтересованных групп, оказывающих самое серьезное влияние в виде лоббирования, гражданского давления на процесс выработки и принятия решений. В самой стране, в США их десятки тысяч. И наблюдается твердая тенденция к росту. Ассоциация связывает низы с верхами, народ с властью. Она поднимает на-гора общественной жизни реальные и уже тем законные интересы и устремления людей. Структура ассоциаций - это структура организованных групповых интересов. Ассоциации представляют собой своеобразные центры власти в обществе. Их фракционная, уравновешивающая активность препятствует установлению господства большинства. Историческая многослойность бытия Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества - это не только прошлое, основные признаки индустриального общества, как может показаться по изложенному выше материалу, но и настоящее, современность. Нынешний мир далек от однородности или гомогенности - не только культурной, но и любой другой: экономической, политической, социальной. Средства массовой информации уже успели окрестить его глобальным. Но он в действительности или пока не глобальный, а только глобализирующийся, становящийся глобальным. Важно различать календарно-астрономическое и социально-историческое время. Первое однообразно, линейно, необратимо - вперед и только вперед. Второе характеризуется многообразием, лучистостью, веерностью, в нем много самых разных ниш, позиций, траекторий, режимов и темпов продвижения вперед. Люди на самом деле живут в разных временах: кто-то в прошлом, кто-то основные признаки индустриального общества настоящем, а кто-то уже и в будущем. И не только люди, но и общества народы, нации, цивилизации. Не будет основные признаки индустриального общества сказать, что любой этап в развитии того или иного общества многослоен или разномерен. Темпоральная структура общества вбирает в себя временнyю размерность бытия всех его индивидуальных представителей, носителей. Но его историческое лицо определяется преобладанием той или иной темпоральной массы. Иными словами, современность общества не есть автоматически и современность каждого отдельного человека, в нем живущего. Люди, или индивиды, живут в разных временах и в современном обществе. Просто в этом обществе есть некая критическая основные признаки индустриального общества "современников", от которых и зависит, какая вообще-то эпоха на дворе. Сегодняшняя история мира представляет собой развернутую в пространстве на поверхности земного шара чуть ли не всю историю человечества от первобытнообщинного строя, или архаически-традиционного общества австралийские аборигены, например до постиндустриальной цивилизации развитые страны Запада и Востока. Можно ставить вопрос и о своеобразной стратификации человечества. Есть в основные признаки индустриального общества, безусловно, историческое неравенство: свои верхи, середина, низы, свой авангард и арьергард. Иными словами, социально-историческая стратификация открывает перед нами панораму пирамидально-многослойного человечества: высшие, средние и низшие, - но не классы, а общества. Глобализация с ее размыванием всех границ и линий делает такое обращение "внутренней" социологической терминологии во "внешнюю" вполне допустимым. Конечно, чистых основные признаки индустриального общества своей самостоятельности времен и обществ жизненных укладов уже давно нет. Тем более их нет в наше впрочем, для кого оно - наше? В этот процесс так или иначе втянуты все страны и основные признаки индустриального общества, а значит и все социально-исторические времена. Словарь терминов права человека Вопросы для самопроверки Традиционное общество и его периодизация Традиционное общество как общество закрытого типа Чем отличается община от общества Общее благо - в традиционном обществе Какое равенство характерно для традиционного общества Исторические границы индустриального общества Основные черты индустриального основные признаки индустриального общества Масса и массовая культура Базовые ценности индустриального общества Постиндустриальное - как информационное - общество Демассификация в постиндустриальном обществе Постиндустриализм как плюрализм Социально-историческая многоликость современного мира Темы курсовых работ и рефератов Традиции и новации в истории Новое как социально-культурный феномен Община и общество: сопоставительный анализ Традиционное общество: социально-исторический холизм Равенство иерархия в традиционном обществе Как и куда течет время в традиционном обществе? Масса и массовость индустриального типа Свобода в интерьере индустриального общества Прогресс индустриальное общество Рационализм индустриализм Информация как главный ресурс постиндустриального общества Демассификация - что это такое? Рекомендуемая и цитированная Ясперс Смысл и назначение истории. Новая постиндустриальная основные признаки индустриального общества на Западе. Будущее капитализма, Новосибирск, 1999. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Моральное сознание и коммуникативное действие. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы, Основные признаки индустриального общества. Интернет-ресурсы ссылки - электронная библиотека Института философии РАН - путеводитель по философии в Интернете англ.

Смотри также